sergsmir (sergsmir) wrote,
sergsmir
sergsmir

Category:

Храм иконописи

Оригинал взят у ortheos в Храм иконописи

... Августин: Святой апостол Павел, всякого верующего во Христа называет царственным священством. Конечно, это не значит, чтобы каждый мог совершать Литургию в храме. А то, что всякий труд и всякое дело носит образ Литургии и словно отблеском и отражением ее оживляет вселенную . А иконопись одно из самых священных дел именно потому, что наиболее точно отображает Литургию. 

... Августин: Скучает ли священник, всю жизнь совершая Литургию?
Тригеций: Плохой и нерадивый - скучает.
Августин: В чем разница между нерадивым и добрым?
Тригеций: Думаю, скучающий не воспринимает смысл происходящего.
Августин: Так и иконописец. Если ему скучно , то он потерял смысл, перестал смотреть и понимать то, что он делает.
Тригеций: Как же его не потерять? От бесконечных повторений одного и того же?
Августин: Разве тебе скучно дышать?
Тригеций: Необходимо.
Августин: Так и рутинные действия иконописца, как и неизменные священные действия Литургии имеют характер дыхания. Они необходимы для жизни.
Тригеций: Тогда научи меня дышать.
Августин: Разве ты не умеешь?
Тригеций: Почему же мне скучно?
Августин: Потому что недооцениваешь важность и значение.
Тригеций: Чего?
Августин: Всего. Скука происходит от потери смысла, потеря смысла происходит от пренебрежения, пренебрежение происходит от недооценки, недооценка происходит от неразумия. Неразумие же происходит от закрывания умственного ока и отворачивания его от Бога, а умственное око закрывается от совершения грехов.
Тригеций: Чем же я пренебрегаю?
Августин: Первое это то, что стремишься к готовой работе, как к результату. Так святой пророк Ездра просил Бога о скорейшем возвращении из плена, и получил ответ – «если мать родит прежде времени, ребенок будет недоношенный». Действия, которые приводят к результату, и являются сутью результата. А человек  воспринимает их  скорее как препятствия , неизбежную скорбь, которую необходимо преодолеть, чтобы добраться до результата. Так поглощенные мирским духом люди воспринимают чинопоследование священной Литургии как препятствие, нудноту , которую надо выстоять , чтобы дождаться результата – Причащения.

... Августин: А с чего начинается Литургия?
Тригеций: С проскомидии?
Августин: Разве проскомидия служится на земле? Литургия начинается со строительства храма. Иконопись начинается с рабочего места.

... Августин: Богослужебный чин находится не в комнатах. Он в уме. Если в уме и в душе совершается Божественный чин, то человек может быть парализованным и не вставать с постели, и у него из пространства може быть лишь столько места , сколько еле движется одна рука,а из имущества у него будет один карандаш и клочок бумаги. Но будет совершаться чин и иконопись. И все будет организовано по образу храма Божия. То, что ты мне сказал, должно относиться не к пространству , кирпичам и квадратным метрам, а к мысленному упорядочиванию, образу мышления. И уже данное Богом пространство – физическое, финансовое, организационное – устраивается как слепок , отпечаток, икона с этого внутреннего устроения ума. Кажется, скудно ресурсов – но не скудно устроено,если мудро. Преподобный Сергий , живя в лесной пустыне Радонежской , не имел ничего для устроения церкви – ни золотых чаш, ни облачений, ни свеч, ни лампад, ни паникадил, ни каменных зданий – но сколько ему Бог дал в пустыне , то было приведено в священный чин , так что святой Филарет Московский , служа через пятьсот лет в великолепных и блистающих золотом и роскошью соборах Лавры, ставил этот видимый чин ниже того божественного порядка в скудных ресурсах преподобного Сергия. И я предпочту мудро упорядоченный пенал ста комнатам, забитым мольбертами, дорогими красками и безумным от неблагочиния хаосом.

... Августин: Во-первых, и самое главное – это отделение ума. Ум наш вращается постоянно во многих впечатлениях , желаниях и стремлениях. Отрывается и отделяется он от сплошного потока напрасных мыслей Богослужением, молитвой, чтением Священного Писания и святых отцов, а иногда даже сном. Хотя обычно сны наоборот, погружают человека в такие впечатления, поэтому лишь иногда.
Тригеций: Я пожалуй, в последнем способе самый опытный. А во-вторых?
Августин: Во-вторых – отделение временем. Человек имеет свойство привыкать не только ко злу, но и к совершению каких-то действий в определенное время. И при ожидании этого времени словно настраивается на то, что будет совершаться во время его.
Тригеций: То есть занятия иконописью должны иметь строго определенное время .
Августин: Как один из вариантов отделения от суетного потока. Но тут есть некоторая тонкость.
Тригеций: Какая?
Августин: Когда ты отделяешь иконопись временем , то очень важно – что совершается перед ней и что совершается после нее. То, что совершается перед иконописью, может не выпустить ум из оплетших его мыслей. То, что совершается после иконописи, начнет перенастраивать ум ожиданием этого события.
Тригеций: Это да. Особенно если ждешь обеда. А в-третьих?
Августин: В третьих – отделение от людей. Мы все живем в обществе людей и необходимость общения и взаимодействия с этим наплывом штормовых волн разрушает чин иконописи не менее катастрофически, чем пляски цыганского хора. Ведь чаще всего люди дергают иконописца по скуке или невежеству, а не по необходимости. Видят – человек сидит и кисточкой дергает в одиночестве второй час, наверное , ему очень скучно, надо бы разговором развлечь. Поэтому договориться о том, что во время занятия иконописью тебя нельзя беспокоить без веского повода- это не грубость и человеконенавистничество- а жизненная необходимость. Более того, если ты не обезопасишь себя с этой стороны, штормовые волны бессмысленных разговоров и ненужных дел тебя затопят.Так что ты или забросишь иконопись, или будешь сам встречать людей с раздражением и гневом, что уничтожает весь чин иконописи намного сильнее бессмысленных разговоров.
Тригеций: То есть вытерпеть бессмысленную болтовню лучше, чем прогнать болтуна?
Августин: Это твоя обязанность как христианина. Вытерпев , ты потеряешь время и определенную возможность, а прогнав – полностью разоришь дух и способность заниматься иконописью. Поэтому очень важно спокойно и ясно договориться и предупредить о необходимости одиночества и безмолвия в такое-то время. Это не избавит от бессмысленных болтунов и наглых (т.е. внезапных) дел, но значительно уменьшит их количество до терпимого уровня.
Тригеций: Лучше всего с этим справляются реальные стены и запертая дверь.
Августин: Проще говоря – да. Наши святые иконописцы – Алипий Печерский, Андрей Рублев – их часто использовали. Но это не всегда возможно, и часто – невозможно ради послушания или милосердия. Например, если рядом есть пожилой или больной человек или ребенок , который испытывает нужду в помощи, заботе или просто общении , то запертая от него дверь и стена – это ад, а не Божественный чин.

... Августин: Разве не помнишь слов молитвы к Богу «Яко Ты еси Хранитель душ и телес наших»?
Тригеций: Какие же двери Он запирает?
Августин: Разве не те же самые, которые Он повелевает запирать в Евангелии, когда говорит о молитве ? По толкованию Иоанна Златоуста – это чувства человека. Зрение, слух, и т.д. И не только двери телесных чувств, но и душевные, которых по слову блаженного Августина, две – дверь страха и дверь похоти.
Тригеций: В самом деле, ведь ночью я засыпаю и ничего не слышу и не вижу и не обоняю.
Августин: Ты сам прекрасно понимаешь.
Тригеций: То есть под необходимостью запирать двери надо понимать необходимость хорошо выспаться?
Августин: Это означает необходимость воздерживаться от внешних впечатлений , производимых через чувства. Не глядеть в красочные картинки в интернете, не слышать болтовни, не грызть конфеток с печеньками. И , естественно, самому не болтать.

... Августин: Мы говорим о доме для необходимых вещей. То, что ты используешь для иконописи – это священные предметы, и они не могут храниться и валяться как попало. Это как священные сосуды для храма. Они не находятся в случайных местах, а чистые и чисто хранятся в особом месте – сосудохранилище.
Тригеций: Тогда скажи, где мне найти сосудохранилище у нас в общежитии.
Августин: Опять скажу , что это не вещь, а устройство твоего ума. Каждая вещь должна иметь свой постоянный дом, где –скажу по-детски - ей хорошо и уютно. Когда ты в детстве приходил с прогулки, тебя родители кормили-поили-мыли-спать укладывали или ты , прямо голодным грязным и усталым падал где попало и валялся там до следующего дня?
Тригеций: Ты надеешься на второй ответ?
Августин: Нет, я надеюсь, что будет очевидно, что такое дом для вещи. Это не столько шкаф, сколько необходимая каждой вещи забота . В общем случае "дом" для вещи , это просто некое место, где эта вещь   хранится. Это и время, которое посвящено заботе о ней. Вещь без дома – это сломанная или потерянная вешь. Иметь вещь без "дома" – все равно что не иметь ее.
Тригеций: А если у меня нет такого места? Или времени для заботы о каждой ?
Августин: Значит у тебя слишком много вещей. Чувство дома для каждой вещи – это не любостяжание и не мшелоимство. Это наоборот, обучение воздержанию и довольству немногим. Если вещь некуда класть …
Тригеций: Значит надо купить новый шкаф.
Августин:  И за это услышать от Господа «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут от тебя». Если вещь некуда класть , значит она тебе не нужна. Если тебе некогда заботиться о том, чтобы она была в порядке, значит она не нужна. И это особенно важно для художников, которые страдают особой формой лихоимства – набирают себе огромную груду материалов, которыми часто никогда не используются , или они успевают испортиться до того, как до них дойдет дело. Вещь сама по себе не является богатством и не приносит пользу. Она становится таковой, когда ею пользуются. Нет никакой разницы, сколько у тебя кистей- одна или сто, если ты пользуешься только одной.
Тригеций: Но я могу пользоваться разной одной кистью.
Августин: Разнообразие инструмента оправдывает несколько его многочисленность. Но на практике ты быстро поймешь, что вполне достаточно немногого, а избыток скорее мешает и вгоняет в ступор выбора, чем расширяет твои возможности. Найти одну кисть из одной легко за минуту. Из двухсот - ты потратишь час. А необходимость держать вещи в порядке приводит к тому, что ты скоро обнаружишь , что в сутках только 24 часа, и невозможно все их тратить на заботу о сотне кистей и полутора десятков ящиков с красками.
Тригеций: Итак, храм иконописца – это содержание в полном порядке и в «доме» немногого но достаточного инструмента и материалов.
Августин: Ты прекрасно выразил все сказанное.
Тригеций: Но большое количество марок производителей  и всего-всего полезного так радует глаз.
Августин: Чем же? "Полезное" - это то, чем пользуются. Если же не пользуешься, то в чем польза? Смотреть на бесполезное разве не печалит скорее чем радует? Если я слепому начну показывать прекрасную картину, говоря «жаль, что ты не можешь ее видеть» или глухому писать «какая красивая музыка, жаль что ты не можешь ничего слышать» - не скажет ли мне слепой или глухой, что я издеваюсь над ними? Страсть лихоимства мучает и разрушает и приобретателя и приобретаемое. Приобретателя невозможностью пользования, а саму вещь разрушает забвением и ненужностью. Недаром Господь говорит через пророка Исайю богатым – «Золото ваше изоржавело , а одежды съела моль – и они будут свидетельствовать против вас на суде» .
Тригеций: Но ведь я могу воспользоваться ими в любой момент.
Августин: Это обман. Ты не сможешь, потому что не сумеешь. Каждая вещь , чтобы приносить пользу, требует навыка обращения с ней. То есть постоянного использования. Если ты пользуешься ею раз в год, ты не сумеешь ее употребить в большинстве случаев . А еще чаще обнаружишь, что она уже непригодна.
полностью
Tags: Православие
Subscribe

  • Заяцкий остров. Кресты и вавилоны

    Фотография Юрия Гнатюка. Основная цель всякого путешествия — заполнить в себе пустоту. Уйму приятных минут доставляет попытка убежать от…

  • Одиннадцать оттенков радости

    Протоиерей Игорь Рябко. Успенский пост заканчивается праздником Успения Божией Матери. Для меня в названии праздника звучит не только оттенок…

  • День памяти архимандрита Нафанаила

    Архимандрит Нафанаил (Поспелов). 1920 — 08.08.2002. Невежество — величайшее бедствие нашего времени. Если бы человек все знал, он никогда бы не…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments